Дети становятся садистами из-за равнодушных родителей и насилия в телевизоре и играх

ТСН. ua узнавал, почему дети “травят” друг друга в школах, в чем корень их жестокости и почему замалчивают проблему педагоги.

История о мариупольских школьницах взбудоражила украинцев. Несколько девятиклассниц жестоко избили, а затем едва не повесили на шарфе другую девочку, снимая все пытки на видео. Как выяснилось позже, почти два года школьницы издевались над девушкой и отбирали у нее деньги. Этот случай так бы и оставался неизвестным, если бы мать одного из ребят, знакомого истязательниц, не увидела у сына на телефоне ужасное видео.

Психологи считают, что детская жестокость приобретает массовый характер. Причем пугает то, что к издевательствам все чаще и чаще прибегают девушки, а не парни. Однако в СМИ и на суд общественности попадают единичные случаи. Большинство печальных историй издевательств детей друг над другом в школе или вне ее сознательно скрываются, отмечают работники социальных служб.

Жестокость ребенка – естественная

Психологи связывают детскую жестокость и насилие детей по отношению к своим сверстникам или младшим с несколькими причинами, подчеркивая, что жестокость детям свойственна от природы. Так, по мнению детского психолога Юлии Ульяновой. агрессию ребенка нужно направлять в правильное русло, соответственно организуя его досуга, например, отдав его или на спортивные занятия, или в творческий кружок.

Другая причина, по словам психолога, заключается в том, что родители очень мало времени и внимания уделяют детям и их развитию.

“Сегодня этого времени мало и количественно, и качественно. Родители в крайнем случае проверяют домашние задания и проводят воспитательные беседы, но никаких душевных разговоров, общих интересов и общения, которые могут направить ребенка в определенном направлении”, – пояснила Ульянова.

Также влияет на агрессивность ребенка и информация вокруг, насыщенная насилием и жестокостью. Это касается фильмов, телепрограмм и компьютерных игр. А увиденное там дети пытаются воплотить в жизнь, отметила эксперт.

Кроме того, формирует соответствующий стиль поведения детей новое социальное веяние – “активное лидерство”, мол, ты должен быть лидером, сильным и всегда “на коне”. В итоге дети пытаются действовать с этой позиции, ища слабого и делая все, чтобы стать лидерами.

“Именно поэтому дети все и снимают на видео. Если раньше насилие было тихим, закрытым, чтобы никто не видел и не слышал, то сейчас – наоборот, они этим хвастаются и активно показывают”, – отметила Ульянова.

В большинстве соглашается с коллегой и детский психолог Дарья Селиванова. подчеркивая, что у ребенка всегда есть внутренняя агрессия, причем часто – по отношению к родителям.

“Проблема не столько в школе, а в том, что у детей появляется возможность реализовать внутреннюю агрессию. И она выливается на младших детей или на домашних животных, то есть на тех, кто не может противодействовать”, – рассказала психолог.

По словам Юлии Ульяновой, сегодня случаев насилия становится больше, и оно приобретает массовый характер и несколько иную форму.

“Раньше кошке цепляли на хвост консервную банку, и это было верхом насилия, а сейчас издеваются над сверстниками или младшими детьми. Сейчас насилия больше, потому что нет организации досуга ребенка и надлежащего общения с родителями – оно заменяется телевизором и Интернетом, нет кружков. То есть полностью отсутствует досуг детей, где бы они могли выплескивать свой негатив и искать цель в жизни или интересы “, – пояснила эксперт.

Почему молчат педагоги?

Мариупольская история, когда школьницы били и едва не повесили девочку на шарфе, могла бы еще долго оставаться неизвестной общественности, если бы видео об издевательствах над девушкой не попало в руки матери одного из парней, друзей школьниц. И таких печальных историй о детской жестокости – немало, уверены эксперты. Но украинцы о них не знают, потому что они часто сознательно замалчиваются.

Так, главный специалист, координатор направления социальной работы с лицами с проблемой насилия Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Оксана Сафронова считает, что о насилии в школах мы “слышим только отголоски”, а говорить о проблеме начинают только тогда, когда информация попадает в Интернет, или об этом узнают взрослые.

“Школа – система закрытая. По поводу насилия и жестокого обращения с детьми в школах и вне их ко мне было 26 обращений в течение первого квартала этого года. И это только в Киеве. А о настоящих цифрах мы можем только догадываться, потому что они закрыты и не разглашаются”, – отметила эксперт.

По ее словам, в Службе по делам детей знали только о пяти таких случаях, произошедших за прошлогодний период, однако на самом деле их гораздо больше.

“По всей Украине в прошлом году 386 человек пострадали от жестокого обращения. Но на самом деле это мизер, и не отражает ситуацию совершенно. Это не та картина”, – убеждена Оксана Сафронова.

По ее мнению, педагоги и учителя боятся об этом говорить, потому что в школе “также тоталитарная система”.

“Директор и завуч – короли, а дальше – жесткая иерархия. Если учитель куда-то заявит, его лишат и ставки, и денег. А учителя зависимые и бедные, едва выживают, потому и молчат”, – отметила Сафронова.

Психолог Юлия Ульянова объясняет молчание педагогов несколькими факторами. Во-первых, причина может заключаться в безразличии учителей.

“Мы часто слышим от учителей, что за те деньги, которые они получают, они не будут погружаться в проблемы, мол, чем дальше от меня ситуация, тем меньше у меня проблем”, – пояснила она. При этом личная неприязнь учителя к ученику – это единичные случаи, добавила она.

Во-вторых, по словам Ульяновой, иногда родители, имеющие финансовые возможности, способствуют прикрытию таких случаев. В-третьих, родители могут иметь определенные должности и статусы, благодаря которым такие случаи легче скрывать.

Вместе с тем психолог Дарья Селиванова считает, что педагоги просто боятся нести ответственность за такие проявления жестокости детей по отношению друг к другу, поэтому и стараются не разглашать информацию о таких случаях – они же будут виновными, что упустили.

Печальные тенденции

Тенденцией становится то, что бить и издеваться над сверстниками часто начинают именно девушки, а не парни, отметила Оксана Сафронова. По ее словам, количество таких случаев увеличивается с каждым годом.

Корни проблемы выявления жестокости одного ребенка по отношению к другому, по мнению Сафроновой, – в семье.

“Дети, наблюдая за актами насилия дома, получают психологические травмы или подхватывают социальную эстафету и начинают вести себя так же. Они начинают думать, что это нормально, даже престижно, потому что кто сильнее, тот и имеет власть”, – рассказала эксперт.

Также Сафронова обратила внимание и на другое – что девочка, пострадавшая в мариупольской истории, является “абсолютной жертвой” и вовсе не противилась.

“Нормальный ребенок, услышав, что будут его бить, стал бы цепляться, стараться убежать, искать помощи у одноклассников, охранников или учителей. А она ничего такого не делала, а как зомби пошла с ними, куда они сказали, как на плаху. Это – катастрофа! Она же не просто так таким образом себя ведет”, – отметила эксперт.

Она убеждена, что в семье этой девушки большие проблемы, а ребенка – игнорируют.

“Меня удивляет, что мать сказала, что она об этом ничего не знала. Как это? Как мать могла ничего не заметить? Там проблема в семье, потому что ребенок там не нужен, его игнорируют. И семья не какая-то кризисная, а просто родители за работой, заняты проблемами выживания. Или, возможно, просто ребенок воспитан настолько послушным. А это также является признаком тоталитарной семьи”, – отметила Оксана Сафронова.

Такие случаи насилия в школе регулируются подзаконным актом “Приказом по обращениям и сообщениям по поводу жестокого обращения с детьми”, рассказала эксперт, отмечая, что родители должны быть информированы об имеющихся законах, защищающих права их детей. Ведь ссылаясь на этот нормативный акт, родители могут требовать у руководства школы принять необходимые меры для прекращения издевательства над ребенком, а в случае если это требование будет проигнорировано – на следующий же день написать заявление в Службу по делам детей.

Как помочь ребенку, который стал жертвой издевательств сверстников

Психологам же чаще приходится иметь дело не с детьми, ставшими жертвами физического насилия или избиения со стороны других детей, а с теми, кто стали жертвой морального издевательства или были изгнанниками, или “белыми воронами” в классе.

Так, Дарья Селиванова советует родителям, которые замечают, что их ребенок склонен к агрессии, обращаться к специалистам.

“Потому что родители вряд ли сами смогут решить проблему, потому что, скорее всего, источником этой проблемы являются их же отношения с ребенком. Поэтому нужна помощь человека со стороны”, – отметила она.

Что касается учителей, то они могут пытаться прекратить издевательства над ребенком определенными дисциплинарными средствами (например, угрозой пожаловаться директору или родителям), но для этого педагог должен иметь большой авторитет среди учеников, рассказала психолог. Однако, по ее словам, также педагог может все же попытаться найти контакт с детьми, разобраться в ситуации – почему именно этого ребенка “травят”.

“Если просто запрещать школьникам действовать так в присутствии педагога, то это будет происходить без его присутствия. Ведь есть перерывы и время после школьных занятий. Дети все равно найдут возможность реализовать задуманное”, – предостерегла Селиванова.

Ее коллега Юлия Ульянова рассказала, что помочь таким детям, которых просто загоняют в угол и всеми способами опускают их самооценку, можно только подняв последнюю и помогая понять, что так происходит не всегда. А кроме того психолог советует родителям перевести ребенка в другую школу.

“И уже тогда ребенок выходит на нормальный уровень. Он не становится “звездой” и лидером, но становится в состоянии строить нормальные отношения”, – подытожила Ульянова.

А сталкивались ли Вы когда-нибудь со случаями детского насилия? Оставляйте свои комментарии под публикацией.