Евтихов О. В. Тренинг лидерства: Монография

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 21059

Автор: Евтихов О. В.

Формат: HTML, DOC

Язык: Русский

Скачать по прямой ссылке

Глава 4. Сущность организационного лидерства 45

Организационное лидерство младших командиров курсантских групп относится к сфере проявления лидерства в контексте внут-ригрупповых взаимоотношений курсантов учебно-строевых подразделений. Поэтому, на наш взгляд, определение организационного лидерства М К должно включать такие базовые понятия, как:

□ «Лидер и последователи»: лидерство может быть реализовано

только в отношении других людей, соответственно, о лидере-

МК можно говорить только тогда, когда у него есть последо

ватели-курсанты.

П «Взаимодействие»: любой акт лидерства включает процесс взаимодействия между лидером и последователями.

«Личностные источники влияния»: при решении задачи раз

вития лидерских качеств командиров курсантских групп наи

более значим именно личностный (не формальный) компо

нент власти.

«Решение поставленных задач»: организационное лидерство

МК направлено на решение организационных задач и дости

жение групповых целей.

Таким образом, в соответствии с выделенными ключевыми понятиями под организационным лидерством младших командиров курсантских групп далее мы будем понимать тип управленческого взаимодействия между командиром-лидером и курсантами-последователями, осуществляемого лидером на основе неформальных (личностных) источников влияния и направленного на побуждение курсантов к решению поставленных задач и оптимизацию внутри-группового взаимодействия.

В данном определении организационного лидерства не случайно сделан акцент на выделение неформальных (личностных) источников влияния. Как уже было отмечено ранее, равный социальный статус и опыт курсантов, назначенных на должности младших командиров, и других членов группы, а также тот факт, что их должностной компонент власти не высок, требуют наличия основы, обеспечивающей личностную правомочность отдачи приказов. По нашему мнению, такой основой является их личный авторитет и лидерский статус в группе. Поэтому тренинг лидерства должен быть направлен в первую очередь на развитие личностного компонента

46 Часть 2. Специфика организационного лидерства

власти младших командиров, хотя не менее важной задачей является также развитие их профессионально-управленческой компетентности.

На наш взгляд, не менее значимым является понятие «акт лидерства». Оно служит для обозначения единичных действий, поступка лидера в отношении последователей, осуществляемых на основе личностных источников влияния и направленных на побуждение последователей к решению поставленных задач и оптимизацию внутригруппового взаимодействия. В соответствии с ним к числу основных задач тренинга лидерства нами были отнесены: оказание помощи командирам курсантских групп в осуществлении успешных актов лидерства и закрепление их лидерского образа в восприятии последователей-подчиненных.

Также нами была предпринята попытка прояснить понятие «лидерский потенциал». Слово «потенциал» является производным от латинского potentia (потенция), которое трактуется в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой как возможность, то есть то, что существует в скрытом виде и может проявиться в соответствующих условиях1. Иными словами, потенциал есть некая возможность, сила, включающая в себя источники и средства, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Учитывая результаты семантического анализа понятия «потенциал», можно утверждать, что лидерский потенциал командира курсантской группы включает в себя совокупность его психологических качеств, способностей, особенностей и условий взаимодействия с группой, определяющих возможности занять лидерское положение в группе и успешность дальнейшего использования им лидерского ресурса в практике управления.

Понятие «развитие» также не имеет однозначного определения в литературе. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой развитием называется «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, от простого к сложному»2. Мы понимаем под развитием прежде всего усложнение структуры, осуществляемое за счет накопле-

1 Ожегов С. И. Шведова Н. Я. Толковый словарь русского языка. М. Азбуковник,

1999. С. 571.

2 Там же. С. 643.

Глава 4. Сущность организационного лидерства 47

ния новых элементов и установления между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в конечном итоге приводящее к более эффективному функционированию системы. Таким образом, процесс организации развития лидерских качеств сержантов направлен на обеспечение накопления ими «новых элементов структуры» (знаний о природе и сущности лидерства, формирования лидерского мировоззрения, обретения опыта лидерского взаимодействия с подчиненными и т. п.) и установление между ними и старыми элементами структуры многообразных связей, в конечном итоге приводящих к более успешному лидерству.

Глава 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ОРГАНИЗАЦИОННОГО ЛИДЕРА

Успешность решения задачи развития лидерских качеств во многом зависит от точности их определения. Несмотря на то, что сторонникам «теории черт» не удалось выделить «универсальные» лидерские черты, тем не менее человеку, претендующему на роль лидера в группе, все же необходимо обладать определенными лидерскими качествами, особенно на этапах становления лидерства. Именно наличие или отсутствие необходимых качеств в некоторой степени определяет, почему одни члены группы становятся лидерами, а другие, напротив, не принимаются группой в качестве лидеров.

Под лидерскими качествами организационного лидера мы понимаем совокупность его психологических качеств, способностей и особенностей взаимодействия с группой, обеспечивающих успешность выполнения им лидерских функций.

Изучению лидерских качеств организационного лидера посвящено немало исследований. Так, Уоррен Беннис выделяет шесть важных качеств организационного лидера1:

направляющее видение — отчетливое понимание своих целей

и действий как профессионала и как личности, способность

проявлять упорство при неудачах и даже провалах;

внутренняя страсть — стремление воспользоваться теми воз

можностями, которые предлагает жизнь, совпадающее с весь-

1 Bennis W. On Becoming a Leader. New York: Addison Wesley, 1989/1994.