Профессиональные психологи рассказывают, как воспитать ребенка настоящим лидером

Воспитать ребенка настоящим лидером, уверенным в себе человеком мечтает каждый родитель. Вот только как это правильно сделать знают не многие. Принципиально важно не опоздать с началом долгой и трудной работы по развитию таких качеств. И заняться этим следует задолго до школы.

У второклассника Володи получается все: в дневнике одни пятерки, много друзей. Одна проблема – слишком наивный. Даже не представляет, как действовать в конфликтных ситуациях.

“Бывают иногда эксцессы, что он не может до школы дойти, старшие ребята пристают: вход платный 10 рублей. Он возвращается, 10 рублей, вход платный, и верит ведь, главное дело”, – рассказывает мама Володи Наталья Пономарева.

Лидерами не рождаются, а становятся, считают психологи, поэтому развивать эти качества лучше с детства. Все зависит от темперамента – сангвиников важно научить доводить дело до конца, флегматиков и меланхоликов поощрять в активности, а холериков, наоборот, в терпимости. Главное, помнить: лидер – это вдохновитель группы. А значит надо уметь быть убедительным для всех.

“В четыре года еще не проявляются лидерские качества, дети как бы все вместе, сообща; они если нашалили или сделали не так, скажем так, нет крайнего, попадет сразу всем; а вот в возрасте пяти лет, в детском коллективе дети начинают завоевывать свою нишу”, – поясняет педагог-психолог Татьяна Скитяева.

Пятилетнему Кариму быть первым не привыкать. Он быстрее всех собирает конструктор и умеет заболтать любого, кто вступает с ним в спор. У красавицы Даши другая тактика – творческий подход. Несколько лидеров в одной группе – не редкость. Но смогут ли они ладить друг с другом, зависит от взрослых.

“Мы всегда стараемся с Дарьей говорить, что нужно уступать, нужно понимать другого человека, нужно выслушать его сначала, дать ему высказать свое мнение, здесь должна быть тонкая и глубокая работа родителей”, – считает мама Даши Анастасия Полеванова.

Уверенность в своих силах – основное качество для лидера. Но его лучше отрабатывать в игре. К примеру, смоделировать ситуацию и предложить найти десять способов для ее решения. Выиграл тот, кто быстрее. Ребенку понравится роль победителя. И он будет стремиться быть первым и в жизни, убеждены психологи. Но тут главное не переборщить.

“Чтобы почувствовать себя уверенной, большой, значимой, своих сил если не хватает, если я их не слышу, мне надо вас унизить, мне надо вас придавить, мне надо за счет вас сделать; это реализация за счет других”, – отмечает психолог Центра развития детей и подростков Светлана Сидорова.

А вот режиссер школьного театра Павел Косенко категорически против лидерства в своем коллективе. Каждый раз юным актерам он дает роли разной сложности. Сегодня ты солируешь, завтра – в массовке. Это создает для всех равные условия, в которых может раскрыться даже самый скромный актер.

“Театр, конечно, это огромная возможность раскрепостить ребенка, дать ему почувствовать себя сильным, умеющим влиять на аудиторию и делать людей лучше, чище, красивее; и когда он это понимает, он счастливым становится”, – убежден Павел Косенко.

Эльза занимается в театре всего несколько месяцев, но уже успела придумать свой способ борьбы с застенчивостью: переводить затруднительные ситуации в шутку.

“Я пела песню, которую сама сочинила, и у меня не работал микрофон, и я не растерялась и стала петь без микрофона”, – поделилась Эльза.

Метод оказался настолько простым и действенным, что им заразились все ее друзья. Эльза стала настоящей душой класса. И уже к ней обращаются за советом.