Скачать Занковский А. Н. — «Психология лидерства». Анатолий Николаевич Занковский Психология лидерства. От поведенческой модели к культурно-ценностной парадигме

Заключение

Феномен лидерства, как уже отмечалось, пронизывает историю человеческого общества на всех этапах его развития. исстари привлекал и, по-видимому, будет всегда привлекать внимание ученых и мыслителей. Систематическое изучение этого явления, тем не менее, началось только в 40-е годы ХХ столетия, но сегодня лидерство – уже не только важный предмет исследования психологии и других наук, но и одна из наиболее популярных концепций общественного сознания. В феномене лидерства наиболее полно отражен пафос современности с его индивидуализмом и постоянным соперничеством, стремлением к самосовершенствованию, жаждой успеха и полноты жизни. Лидерство все больше выступает идеальной моделью человеческого поведения, на которую осознанно или бессознательно ориентируются миллионы людей.

На фоне роста распространенности и популярности идей лидерства в современном мире некоторое снижение в последние десятилетия исследовательского интереса к проблематике лидерства выглядит парадоксальным. Основной причиной подобной ситуации, на наш взгляд, является то, что теоретические основы исследований лидерства, заложенные в середине ХХ века целой плеядой выдающихся психологов: К. Левиным, Р. Блейком, Дж. Мутон, Ф. Фидлером, Р. Лайкертом, Дж. Мисуми и др. (Levin et al. 1938; Blake, Mouton, 1964; Fielder, 1967; Likert, 1955, 1961; Мисуми, 1984), во многом уже не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Кроме того, само явление лидерства за это время пережило глубокую трансформацию, которая во многом изменила его сущность и функции.

Ставшие классическими теории и подходы к изучению лидерства преимущественно формировались на результатах исследований малых групп и поэтому в явной или имплицитной форме рассматривают лидерство как исключительно групповое явление. характеризующее определенную стадию групповой динамики. Однако сегодня лидерство, по сути дела, стало важнейшим организационным процессом, далеко шагнув за рамки группы. Подойти к исследованию данного явления как организационного процесса можно, только рассматривая его в контексте целостной организации и ее системных характеристик.

Глобализация, рост терроризма и коррупции, усиление негативных тенденций мирового экономического развития также выдвигают совершенно новые требования к лидерству и фигуре лидера. Однако сложившиеся традиционные подходы рассматривают лидерство как технологию поведения в контексте ограниченного набора ситуационных переменных. При таком подходе, по сути дела, теряется личность лидера, его субъектность, которые в новых условиях уже нельзя игнорировать.

В книге представлена новая парадигма изучения лидерства, разработанная на основании исследований и практики консультирования, осуществлявшихся автором в течение последних двадцати пяти лет и позволяющая во многом преодолеть указанные сложности и противоречия.

Лидерство впервые рассматривается как явление, неразрывно связанное с историей и принципами формирования современной организации, сформулированными еще в начале ХХ века Ф. Тейлором и Г. Фордом (Taylor, 1903, 1911; Ford, Crowther, 1922, 1926). Индивидуализация и максимизация нормы труда. свойственные организации нового типа, привели к тому, что эталонной фигурой на каждом рабочем месте в организации стал работник, способный достичь наивысших результатов и значительно превосходящий большинство других сотрудников по своим специализированным профессиональным качествам. Именно такие сотрудники явились первыми лидерами организации, на них начал ориентироваться весь персонал, вся система организационных требований, побуждая всю организацию к достижению более высоких результатов и к профессиональному росту. Этот принцип, который мы назвали экселоцентрической организационной нормой, первоначально был внедрен в промышленности, а затем распространился во всех сферах социальной жизни, оказав мощное влияние на психологию и мировосприятие современного человека.

Для преодоления узкого понимания лидерства как исключительно группового процесса мы предложили и обосновали понятие «организационного лидерства». В одной из наших предыдущих книг (Занковский, 2000) был обоснован тезис о том, что ключевым, системообразующим признаком организации является наличие процесса, обеспечивающего устойчивую ориентацию индивидуальных целей в направлении общей цели организации. то есть наличие организационной власти. Развивая этот подход в настоящей книге, мы показали, что структура и функции организационного лидерства могут быть поняты только в рамках системы власти в организации, а само лидерство выступает в форме организационной власти, реализуемой прежде всего личностными ресурсами.

Проведенные нами исследования убедительно продемонстрировали, что существуют качественные различия в осуществлении эффективного лидерства на разных организационных уровнях, а традиционно выделяемые факторы лидерства способны в полной мере описать лидерское поведение только на групповом уровне. При этом важными детерминантами эффективного лидерства выступают такие личностные переменные, как ценностные ориентации.

Разграничение организационного и группового лидерства неизбежно потребовало решения важной теоретической проблемы, связанной с конкретизацией и обособлением понятий «группы» и «организации». Выделенные нами свойства, дифференцирующие указанные социальные образования, а также новое организационно-психологическое определение организации позволяют подойти к направленному исследованию организационной специфики многих психологических проблем. которая ранее не учитывалась. Кроме того, полученные результаты дают возможность более четко определить предметы исследования социальной и организационной психологии.

Возрастающая роль организационного лидерства требует новых подходов и методов, способных исследовать многомерность и сложность личности лидера. В книге представлены результаты многолетнего изучения ценностной сферы лидеров, включая лонгитюдные и кросс-культурные исследования. Показано, что традиционные методы изучения ценностей с помощью ценностных опросников обладают серьезными ограничениями. Они в большей степени определяют «поверхностный» уровень ценностей, соотносимый с ценностями, которые декларирует организация. При этом глубинные ценностные основания, во многом обусловливающие поведение и деятельность лидера, оказываются недоступными для исследования.

Эти ограничения, на наш взгляд, преодолеваются в новом аксиосемантическом методе исследования лидерства, который создан благодаря развитию и приложению экспериментальной психосемантики к проблематике лидерства (Петренко, 2005, 2010; Артемьева, 1980; Шмелев, 1983, Занковский, 1996).

Развивая психосемантический подход и применяя его для исследования лидерства, мы, прежде всего, сделали акцент на реконструкции индивидуальных систем ценностных значений и смыслов. что позволило увидеть глубинные ценностные координаты, в соответствии с которыми лидер воспринимает мир и выстраивает свою деятельность. Этот подход позволил связать сознание лидера, которое формируется путем интериоризации, «вращивания» интерсубъектных социальных отношений в интрасубъектные формы психического, с корпоративной культурой, выступающей как организационное сознание, как приобретенные смысловые системы, передаваемые посредством естественного языка и других символических средств.

Рассматривая организационное лидерство в неразрывном единстве с корпоративной культурой как системой ценностно-смысловых ориентиров, обеспечивающих нравственный компонент поведения организационного лидера, мы выдвинули, теоретически обосновали и эмпирически верифицировали новую трехфакторную модель лидерства. включающую, помимо традиционно выделяемых для группового лидерства ориентации на задачу и ориентации на людей, вектор ценностно-культурного измерения. Предложенная модель легла в основу новой типологии лидерского поведения, позволяющей анализировать не только поведенческие, но и внутренние, мотивационно-ценностные аспекты лидерства.

Научное изучение и формирование нового взгляда на содержание, функции и значение лидерства, по нашему мнению, может стать одним из факторов, способствующих повышению эффективности и конкурентоспособности российских организаций. Надеемся, что предлагаемая книга поможет читателям по-новому взглянуть на лидерство и корпоративную культуру в организации, снабдит ценными советами и полезной информацией, подтолкнет к конструктивным размышлениям и позитивным поведенческим изменениям.

Литература

Абашкина Е. Б. Косолапова Ю. И. О теориях лидерства в современной политической психологии // США: экономика, политика, идеология. 1993. № 4. С. 13–21.

Андреева Г. М. Социальная психология. М. Изд-во МГУ, 1980.

Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М. 1980.

Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М. 1999.

Арутюнян Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности. Ереван, 1979.

Беннис У. Нанус Б. Лидеры: Стратегии принятия самостоятельных решений. Четыре правила для высокоэффективных людей. СПб. Сильван, 1995.

Брунер Дж. Психология познания. М. 1977.

Волков И. П. Стиль руководства при решении задач социального развития коллектива предприятия // Социальная психология и социальное планирование. Л. 1973.

Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М. 1956.

Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 2. Проблемы общей психологии. М. 1982.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М.—Л. 1934.

Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М. 1978.

Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5.

Донцов А. И. К вопросу о механизмах формирования личности // Психологические исследования. Вып. 5. М. 1975.

Донцов А. И. Психология коллектива. М. 1984.

Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

Журавлев А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы). М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.

Журавлев А. Л. Социальная психология личности и малых групп: Некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 4. С. 4–15.

Журавлев А. Л. Социально-психологические исследования совместной деятельности малых групп // Труды Института психологии РАН. М: Изд-во «Институт психологии РАН», 1995. Том 1. С. 134–153.

Журавлев А. Л. Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М. Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.

Занковский А. Н. Организационная психология. М. МПСИ, Флинта, 2000.

Занковский А. Н. Занковская Т. Ю. Психотехнологии отбора персонала: Ассессмент-центр. М. 2006.

Занковский А. Н. Анализ базовых «координат» организационных культур: когнитивные репрезентации организационных понятий в сознании российских и японских менеджеров // Психологический журнал. 1996. № 3.

Занковский А. Н. Адаптация РМ-метода и его использование для изучения стратегий преодоления проблемных ситуаций в управленческой деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: Теория и методы психологического анализа. М. Изд-во «Институт психологии РАН», 1999. C. 233–251.

Занковский А. Н. Организационная психология. 2-е изд. М. МПСИ, Флинта, 2002.

Занковский А. Н. Организационная психология. М. Форум, 2009.

Зинченко В. П. Познание мира // Мир образования. 1995. № 5.

Зотова О. И. Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М. 1975.

Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб. Питер, 2002.

Кабаченко Т. С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб. Питер, 2003.

Камерон К. Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб. Питер, 2001.

Карлейль Т. Герои, почитание героев и героическое в истории. 3-е изд. Спб. 1908.

Кричевский P. Л. Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М. 1985.

Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. Исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. Архангельск: Изд-во ПМПУ им. М. В. Ломоносова, 1996.

Леонтьев А. А. Смысл как психологическое понятие // Психология и психолингвистические проблемы владения и овладения языком / Под ред. А. А. Леонтьева, Т. В. Рябовой. М. 1969. С. 56–66.

Леонтьев А. А. Формы существования значения // Психолингвистические проблемы семантики. М. 1983.

Леонтьев А. А. Языкознание и психология. М. 1966.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.

Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. 1981.

Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М. Наука, 1984.

Лоутон А. Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М. 1993.

Лурия А. Р. Язык и сознание. Ростов-н/Д, 1998.

Мацумото Д. Человек, культура, психология. СПб: Прайм-Еврознак, 2010.

Менегетти А. Психология лидера. М. ННБФ «Онтопсихология», 2002.

Мисуми Дж. // Поведенческая наука лидерства (на японском языке). Токио: Юхикаку, 1984.

Мильнер Б. З. Теория организаций. Курс лекций. М. Инфра-М. 1998.

Михайлов А. Система Форда. М.-Л. Госиздат, 1930.

Моритани М. Современная технология и экономическое развитие Японии. М. Экономика, 1986.

Мясищев В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142–154.

Ницше Ф. Полн. собр. соч. в 9 т. М. 1909–1912.

Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. 1971.

Парыгин Б. Д. Руководство и лидерство. Л. 1973.

Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб: СПбГУП, 2000.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики. СПб. Питер, 2005.

Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М. 1988.

Петренко В. Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности // Психологическое обозрение. 1996. № 2 (3). С. 12–17.

Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск, 1997.

Петренко В. Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М. Русский хронограф, 2010.

Питере Т. Уотерман Р. В поисках эффективного управления. М. 1986.

Пригожий А. И. Организационная культура и ее преобразование // Общественные науки и современность. 2003. № 5. С. 12–23.

Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. М. Педагогика, 1983.

Психология. Словарь. М. Политиздат, 1990.

Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб. Питер, 2008.

Рогов Е. И. Психология группы. М. Владос, 2007.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М. 1989.

Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М. 1959.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М. 1957.

Сидоренко Е. В. Матрица лидерства // Национальный психологический журнал. Сборник статей за 2006–2010 гг. М. 2011.

Спивак В. А. Корпоративная культура. СПб. Питер, 2001.

Тейлор Ф. У. Научная организация труда. М. 1920.

Тейлор Ф. У. Научная организация труда. М. 1924.

Файоль А. Общее и промышленное управление. М. 1924.

Франсела Ф. Баннистер Б. Новый метод исследования личности. М. Прогресс, 1987.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени // Хорни К. Собр. соч. в 3-х т. Т. 1. М. Смысл, 1997.

Чуприкова Н. И. Сознание как высшая расчлененная и системно-упорядоченная форма отражения и его мозговые механизмы // Психологический журнал. 1981. Т. 2. № 6.

Шейн Э. Организационная культура и лидерство. М. Дело, 2000.

Шихирев П. Н. Введение в российскую деловую культуру. М. Новости, 2000.

Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М. 1983.

Шмелев А. Г. Психосемантика и психодиагностика личности: Дис. … д-ра психол. наук. М. 1994.

Allen L. A. Management and organization. New York: McGraw-Hill Book Company, 1958.

Avolio B. J. Bass B. M. Transformational leadership, charisma and beyond. In emerging leadership vistas / Ed. by J. G. Hunt, B. R. Baliga, H. P. Dachler and C. A. Schriesheim. Lexington, Mass. Lexington Books, 1988. P. 29–49.

Baker C. The Vroom – Yetton model of leadership, model theory or technique. N. Y. Omega, 1980.

Bart R. S. Minor М. (Eds). Applied network analysis: Structural methodology for empirical social research. Beverly Hills: Sage Publications, 1982.

Bass B. M. Leadership and performance beyond expectations. New York: Free Press, 1985.

Bass B. Leadership, psychology and organizational behavior. N. Y. 1960.

Bennis W. The 4 Competencies of leadership // Training and development journal. August. 1984.

Bennis W. Why leaders can’t lead. The unconscious conspiracy continues. San Francisco, 1989.

Bennis W. G. Nanus B. Leaders: the strategies for taking charge. New York: Harper and Row, 1985.

Bennis W. Nanus B. On becoming a leader. Reading, Mass. Addison-Wesley, 2005.

Bentler P. M. La Voie A. L. An extension of semantic space // Journal of verbal learning and verbal behaviour. 1972. V. 2.

Blake R. R. Mouton J. S. The managerial grid. Houston: Gulf Publishing Company, 1964.

Blake R. R. Mouton J. S. A comparative analysis of situationalism and 9,9 management by principle // Organizational Dynamics. Spring, 1982.

Bird S. Social psychology. Boston: Houghton Mifflin, 1940.

Borgatta E. Some findings relevant to a great man theory of leadership // American sociological Review. 1954. № 19. P. 755–759.

Brech E. F. Organization. London: Longmans, Green and Company, 1958.

Brysin J. M. A perspective on planning and crisis in the public sector // Strategic Management Journal. 1981. P. 181–196.

Buchholz R. An empirical study of contemporary beliefs about work in American society // Journal of Applied Psychology. V. 63. 1978. P. 219–227.

Cattel R. Slice G. Four formulae for selecting leaders on the basis of personality // Human Relations. 1954. № 7.

Carter L. Nixon M. Ability, perсeptual, personality and interest factors associated with different criteria of leadership // Journal of Psychology. № 27. 1949. P. 377–388.

Chapman R. Leadership in British civil service. L. 1984.

Conger J. A. The Charismatic leader. San Fransisco: Jossey-Bass, 1989.

Conger J. A. The dark side of leadership // Organizational Dynamics. Autumn. 1990.

Dowd J. Control in human societies. N. Y. 1986.

Drucker P. The practice of management. New York: Harper and Row, 1954.

Dunn W. N. Cahill A. G. Dukes М. J. Ginsberg A. The policy grid: A cognitive methodology for assessing policy dynamics // Policy analysis: Perspectives, concepts and methods / Ed. W. N. Dunn. Greenwich, Connecticut: JAI Press, 1986.

England G. W. Misumi J. Work centrality in Japan and the United States // Journal Crosscultural Psychology. 1987. V. 17/4. P. 399–416.

Evans M. G. The effects of supervisory behavior on the path – goal relationship // Organizational Behavior and Human Performance. May 1970. P. 277–298.

Fiedler F. A. Contingency model of leadership effectiveness // Advances in Experimental Social Psychology. V. 1. N. Y. 1964. P. 149–190.

Fiedler F. E. A theory of leadership effectiveness. N. Y. McGraw-Hill, 1967.

Fields R. A. Critique of the Vroom-Jetton contingency model of leadership behavior // Academy of Management Review. V. 4. 1979.

Fink S. Crisis management. New York: Amacom, 1986.

Ford H. Crowther S. My live and work. Garden City, NY, 1922.

Ford H. Crowther S. Today and tomorrow. Garden City, NY, 1926.

French J. R. P. Jr. Raven B. The bases of social power // Cartwright D. (Ed.). Studies in Social Power. Ann Arbor, University of Michigan, Institute for Social Research, 1959.

Furnham A. Work values and beliefs in Britain // Journal of Occupational Behavior. V. 5. 1984. P. 281–291.

Galton F. Hereditary genius. London, 1869.

Graeff C. L. The situational leadership theory: A critical view. N. Y. McGraw-Hill, 1961.

Geier J. G. A trait approach to the study of leadership in small groups // Journal of Communication. December. 1967. Р. 316–323.

Green S. G. Mitchell T. R. Attributional processes of leaders in leader-member interactions // Organizational Behavior and Human Performance. June. 1979. P. 429–458.

Hambleton R. K. Gumpert R. The validity of Hersey and Blanchard’s theory of leader effectiveness // Group and Organization Studies. June, 1982. Р. 2 2 5–2 42.

Hampton D. Summer C. Weber R. Organizational behavior and the practice of management. 4th ed. Glenview, 1982.

Harris P. P. Moran R. T. Managing cultural differences. Gulf Publishing Company, 1991.

Hersey P. Blanchard K. H. So you want to know your leadership style? // Training and Development Journal. February. 1974.

Hersey P. Blanchard K. H. Management of organizational behavior: Utilizing human resources. Englewood Cliffs, N. J. Prentice-Hall, 1982.

Hill Т. Schmidt N. Individual differences in leadership decision making // Organizational Behavior in Human Performance. V. 19. 1977.

Hofstede G. Culture‘s consequences. California: Sage Publications, 1980.

Hofstede G. The interaction between national and organizational value systems // Journal of Management Studies. 22 (4). 1985. P. 338–357.

Hofstede G. Bond M. H. The Confucius connection: From cultural roots to economic growth // Organizational Dynamics. 16 (4). 1988. P. 4–21.

Hopkins T. The exercise of influence in small groups. N. Y. 1964.

Horn S. J. The last happy workers // Psychology Today. April, 1982.

House R. J. A Path-Goal theory of leadership effectiveness // Administrative Science Quarterly. September. 1971. P. 321–339.

House R. J. A 1976 theory of charismatic leadership // Leadership: The cutting edge / Ed. By J. G. Hunt and L. L. Larson. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1977. P. 189–207.

House R. J. Mitchell T. R. Path – Goal theory of leadership // Journal of Contemporary Business. Autumn, 1974. P. 81–98.

House R. J. Dessler G. The Path – Goal theory of leadership: Some post hoc and a priori tests // Contingency approaches to leadership / Ed. by J. G. Hunt. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1974.

Howard P. W. Joyce W. F. Substitutes for leadership: A statistical refinement // Paper presented at the 42nd annual academy of management conference. N. Y. August, 1982.

Howell J. P. Dorfman P. W. Substitutes for leadership: Test of a construct // Academy of Management Journal. December. 1981.

Kahn R. Katz D. Leadership practices in relation to productivity and morale // D. Cartwright, A. Zander (Eds). Group dynamics: research and theory. 2nd ed. Eirnsford, N. Y. Row, Paterson, 1960.

Katz D. Kahn R. L. The social psychology of organizations. New York: John Wiley and Sons, 1966.

Kelly G. A. A theory of personality. The psychology of personal constructs. N. Y. 1963.

Kelley Н. Н. Attribution theory in social psychology // Nebraska Symposiu m on motivation / Ed. By D. Levine. Lincoln: Universit y of Nebraska Press, 1967.

Keller R. Т. A Test of the path – goal theory of leadership with need for clarity as a moderator in research and development organizations // Journal of Applied Psychology. April, 1989. P. 208–212.

Kerr S. Schriesheim C. A. Murphy C. J. Stogdill R. M. Toward a contingency theory of leadership based upon the consideration and initiating structure literature // Organizational Behavior and Human Performance. August, 1974.

Kerr S. Jermier J. M. Substitutes for leadership: Their meaning and measurement // Organizational Behavior and Human Performance. December, 1978.

Kilmann R. Saxton M. J. Serpa R. Issues in understanding and changing culture // California Management Review. Winter, 1986.

Klein J. The study of groups. L.—N. Y. 1956.

Klubeck С. Ваss В. Differential effects of training on persons of different leadership status // Human Relations. 1954. № 7. P. 59–72.

Kluckhohn C. Values and value orientations in the theory of action // Toward a general theory of action / Ed. by T. Parsons, Е. Shils. Cambridge, 1951.

Kossen S. The human side of organizations. N. Y. 1983.

Kotter J. Power, dependence and effective management // Harvard Business Review. July – August, 1977.

Lewin K. Lippitt R. An experimental approach to the study of autocracy and democracy: A preliminary note // Sociometry. № 1. 1938. Р. 292–380.

Likert R. Developing patterns in management. Strengthening management for the new technology. N. Y. 1955.

Likert R. New paterns of management. N. Y. McGraw-Hill, 1961.

Likert R. The human organization. N. Y. McGraw-Hill, 1967.

Locke E. A. The essence of leadership: The four keys to leading successfully. New York: Lexington, 1991.

Madison D. L. Allen R. W. Porter L. W. Renwick P. A. Mayes B. T. Organizational politics: An exploration of managers‘ perceptions // Human Relations. 1980. V. 33 (2).

Mann R. A. Review of the relationships between personality and performance in small groups // Psychological Bulletin. № 56. 1959.

McCIelland D. The achieving society. New York: Irvington Publishers, Inc. 1961.

McClelland D. Motivational trends in society. New York: General Learning Press, 1971.

Meindl J. R. Charismatic leadership: born or bred? // Enterprise. Spring. 1992.

Miner J. B. Theories of organizational behavior. Hinsdale, III. Dryden Press. 1980. Р. 307–309.

Minzberg Н. The structuring of organizations. Englewood Cliffs, N. J. Prentice-Hall, 1989.

Mirel H. Garrett J. The Protestant Ethic as a personality variable // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 36. 1971. P. 40–44.

Mitchell T. R. Grenn S. C. Wood R. E. An attributional model of leadership and the poor performing subordinate: development and validation // Research in Organizational Behavior / Ed. by Barry M. Sraw, Larry L. Cummings. Greenwich, Conn. JAI Press, 1981.

Mitroff Ian I. Shrivastava P. Udivadia F. E. Effective crisis management // Academy of Management Executive. November. 1987. P. 283–292.

Mooney J. D. Reiley A. C. Onward industry. New York: Harper and Brothers.1931.

Osgood Ch. Studies on generality of affective meaning system // American Psychologist. 1962. V. 17.

Osgood Ch. The nature and measurement of meaning // Psychological Bulletin. 1952. 49. P. 197–237.

Osgood Ch. Susi C. J. Tannenbaum P. H. The measurement of meaning. Urbana, 1957.

Parsons T. Structure and process in modern societies. N. Y. Free Press, 1960.

Raven B. A. Power / interaction model of interpersonal influence: French and Raven thirty years later // Journal of Social Behavior and Personality. 1992. V. 7. № 2. P. 217–244.

Raven B. H. Social influence and power // Steiner I. D. Fishbein M. (Eds). Current studies in social psychology. N. Y. Holt, Rinehait, Winston; 1983.

Reddin W. J. Managerial effectiveness. New York: McGraw-Hill, 1970.

Rokeach I. M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.

Roethlisberger F. J. Dickson W. J. Management and the worker. Cambridge, Mass. Harvard University Press, 1939.

Sathe V. Culture and related corporate realities. Richard D. Irwin, Inc. 1985.

Schein E. H. The role of the founder in creating organizational culture // Organizational Dynamics. Summer. 1983.

Secord P. Bachman C. Social Psychology. N. Y. 1964.

Sherif M. Sherif C. An outline of social psychology. N. Y. 1966.

Smircich L. Concepts of culture and organizational analysis // Administrative Science Quarterly. V. 28. 1983. P. 339–358.

Smith P. Peterson M. Misumi J. Tayeb M. Testing leadership theory cross culturally // Recent advances in social psycholog y: An international perspective / Forgas J. Innes J. (Eds). Elsevier Science Publishers B. V. 1989.

Stogdill R. Personal factors associated with leadership: A survey of literature // Journal of Psychology. V. 25. 1948.

Stogdill R. M. Coons A. E. (Eds). Leader behavior: its description and measurement (Research Monograph № 88.). Columbus: Ohio State University, Bureau of Business Research, 1951.

Stogdill R. M. Handbook of leadership. Free Press, 1974.

Tannenbaum R. Schmidt W. H. How to choose a leadership pattern // Harward Business Review. May – June, 1973.

Taylor F. Shop management. New York: Harper and Row, 1903.

Taylor F. Principles of scientific management. New York: Harper and Row, 1911.

Taylor F. Scientific management. New York: Harper and Row, 1947.

Vroom V. Н. A new look at managerial decision making // Organizational Dynamics. V. 1. № 4. Spring. 1973.

Vroom V. H. Yetton P. W. Leadership and decision making. Pittsburg, Pa. University of Pittsburg Press, 1973.

Vroom V. H. Jago A. G. On the validity of the Vroom – Yetton model // Journal of Applied Psychology. 63. 1978. P. 151–162.

Urwick L. The elements of administration. N. Y. 1955.

Wacker G. I. Toward a cognitive methodology of organizational assessment // Journal of Applied Behavioral Science. 1981. V. 17. P. 114–129.

Weber M. Protestant ethics and the spirit of capitalism. New York: Scribner, 1942.

Weber M. The theory of social and economic organization. New York: Free Press, 1947.

Wiggain A. E. The biology of leadership // Business Leadership. N. Y. 1931.

Wollack S. Goodale J. Witjting J. Smith P. Development of the survey of work values // Journal of Applied Psychology. V. 55. 1971. P. 331–338.

Woods F. A. The influence of monarchs. N. Y. 1913.

Yammarino F. J. Bass B. M. Transformational leadership and multiple levels of analysis // Human Relations. № 43. 1990.

Yukl G. A. Leadership in organizations (3rd edition). Englewood Cliffs, N. J. Prentice-Hall, 1994.

Zankovsky A. N. Qrganizational сultures and work ethics: Comparative analysis of Japanese, German and Russian samples // Book of Abstracts. XIII Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. Montreal, Canada. 12–16 August. 1996. P. 168–170.

Zankovsky A. N. Psychology of leadership: From behavioral models to culture/value paradigm. Moscow: Institute of Psychology Russian Academy of Sciences. 2011.